Яндекс найдет

Реставрация чеканки оклада иконы

  1. Ольга_К Ученик

    Ольга_К
    Сообщения:
    5
    Добрый день, уважаемые профессионалы.
    У меня не совсем обычный для вашего форума вопрос и\или предложение.

    Имеется сильно попорченная вещь, которую хотелось бы восстановить. Точнее - серебряный позолоченый оклад для иконы. Очень тонкая работа - как я понимаю чеканка и гравировка, конца 19 в. Утраты значительные - проще говоря выломан кусок, где то 1\4 от общей поверхности.
    Профессиональный реставратор, смотревший оклад, сказал что стоимсть восстановления в десятки раз превзойдет стоимость собственно вещи. Я, в общем то не сомневаюсь, потому что действительно кроме огромной технической работы еще очень много творческой.Дело не в том, что я хочу подешевле или нахаляву сделать работу, не обращаясь к реставратору, просто реставратора по металлу, который согласился бы на эту работу пока не нашлось.

    Вопрос в следующем - может ли кто-нибудь помочь в этой работе? Любые предложения, теоретические и практические (начиная от того чем паять или клеить). Обдумаю даже обучение технике чеканки и гравировки Ж-) (художественное образование имеется и навыки тонкой работы тоже, интересует техническая часть).

    Спасибо
     
    Вложения
    • _002.jpg
      _002.jpg
      Размер файла:
      94,2 КБ
      Просмотров:
      272
    • _003.jpg
      _003.jpg
      Размер файла:
      149,4 КБ
      Просмотров:
      220
    Последнее редактирование модератором: 21 июл 2009
  2. Vedmak Старший модератор

    Vedmak
    Сообщения:
    2 471
    Адрес:
    Сергиев-Посад,Мос.обл.
    Ответ: Реставрация чеканки оклада иконы

    опять тема фантом ничего не видно...
     
  3. basmach Ученик

    basmach
    Сообщения:
    3
    Ответ: Реставрация чеканки оклада иконы

    Ольга! Начните с простого восстановления рисунка всей композиции. Нижнюю строчку орнамента скопируйте с верхней. Возможно, на нижнем поле был картуш с именем, например, "ОбразТихвинской Прсвт Бцы" в соответствующем времени начертании букв.Нижнее поле восстановить (в рисунке) не трудно, сложнее с разделкой одежд Богоматери и младенца. Ищите аналогии. Когда рисунком будете довольны, переведите его на металл нужной толщины. Осваивайте технику гравировки и чеканки, поглядывая на Ваш образец.
    Слово "реставрация" для такого типа разрушенных предметов - слишком претенциозно. Достаточно будет "ремонта". В традиции мастера удовлетворялись восстановлением целостности композиции, зачастую, заменяя утраченные части более или менее похожими фрагментами других окладов. Вы выбрали более сложный путь. Похвально. Удачи!
     
  4. Ольга_К Ученик

    Ольга_К
    Сообщения:
    5
    Ответ: Реставрация чеканки оклада иконы

    Спасибо, начало понятно, попробую восстановить рисунок, интересная работа для художника :) Ну гравировку как нибудь по жестянкам потренируюсь. Самый глобальный вопрос - где найти металл для восстановления - листовое серебро (оно должно быть той же пробы?) и как его приклеить к остаткам оригинала?
     
  5. basmach Ученик

    basmach
    Сообщения:
    3
    Ответ: Реставрация чеканки оклада иконы

    Проба металла имеет второстепенное значение. В крайнем случае, можно сделать на меди, а потом посеребрить. Вы ведь не уверены, что с первого раза у Вас получится идеально. Доделку можно припаять, приклепать, можно и приклеить, но это не по традиции. Где взять серебро? Профи покупают на заводе спецсплавов в Москве. Довольно громоздкая процедура оформления. И, конечно, 50 грамм никто на заводе не продаст. Ищущий да обрящет!
     
  6. Ольга_К Ученик

    Ольга_К
    Сообщения:
    5
    Ответ: Реставрация чеканки оклада иконы

    конечно, думаю попорчу немало жестянок по мере продвижения к идеалу Ж-) но я не тороплюсь никуда
    для начала надо всю эту красоту отмыть, так что буду искать сначала отмывательный процесс, поскольку я совсем не в теме и ни разу не химик

    спасибо за информацию, и правда до листового серебра мне еще огого сколько пилить
     
  7. basmach Ученик

    basmach
    Сообщения:
    3
    Ответ: Реставрация чеканки оклада иконы

    Не торопитель отмыть всё до блеска! Перемытые вещи смотрятся вульгарно. Сначала необходимо хорошо обезжирить металл. Ведь за время его бытования что только ни наросло! Следы воска, олифы, "дикие" окислы,- все это надо ПРЕДВАРИТЕЛЬНО убрать, чтобы получить доступ к самой патине. Хорошо бы Вам сделать деревяшку в формат иконы и закрепеить оклад на ней. Она поможет не травмировать оклад ещё более во времы "реставрационных работ". В сети найдёте советы. Посмотрите сайты нумизматов и археологов. Удачи!
     
  8. Ольга_К Ученик

    Ольга_К
    Сообщения:
    5
    Ответ: Реставрация чеканки оклада иконы

    про деревяшку я не подумала, хорошая мысль, спасибо еще раз. А обезжиривать можно спи

    ойой
    проглядела краем глаза "В. Васильева Чистка древних монет из нумизматических коллекций." и вопросы про спирт отпали

    пошла углубляться
     
  9. batenkoan Подмастерье

    batenkoan
    Сообщения:
    34
    Адрес:
    Харьков
    Ответ: Реставрация чеканки оклада иконы

    Ольга - К этот оклад выполнен в технике гравировки так что на чеканку вам отвлекаться нет необходимости.
    Начать, действительно, необходимо с очистки. Обезжирить можно и нужно всем что у вас есть. Один растворитель снимет одно другой другое. После обезжиривания необходимо протравить. Самый подходящий для вас способ - хорошо промыть с помощью хозсредства Силит для ржавчины. Но самое главное после этого надо "прокрацевать" - пройтись по окладу латунной щёткой. Внимание: не стальной щёткой покрытой латунью, а именно мягкой латунной щёткой.
    На этом пока закончу. Если тема актуальна - оставте сообщение в Мой кабинет.
     
  10. Ольга_К Ученик

    Ольга_К
    Сообщения:
    5
    Ответ: Реставрация чеканки оклада иконы

    ой, спасибо что вы меня не забываете, вроде тема уже не новая :)
    какраз очистка сейчас актуальна, я спиртом то ее потерла,, но на вид ничего не изменилось. Главным образом интересует на ней черный налет - не могу понять - это что то поверх золочения наросло или это золото облезло и под ним почернело серебро? В некоторых местах он снимается если сильно тереть ваткой со спиртом , но очень плохо(где цифра 1 ), а в некоторых как будто не снимается(где цифра 2 на картинке). Это может средство от ржавчины снять?
    Я сейчас восстановлением рисунка занялась - мне это как-то ближе, как художнику, к остальному только присматриваюсь
    что то не разберусь как оставлять сообщение в кабинете
     
    Вложения
    • chernoe.jpg
      chernoe.jpg
      Размер файла:
      61,1 КБ
      Просмотров:
      57
    • chernoe1.jpg
      chernoe1.jpg
      Размер файла:
      66,9 КБ
      Просмотров:
      60
  11. batenkoan Подмастерье

    batenkoan
    Сообщения:
    34
    Адрес:
    Харьков
    Ответ: Реставрация чеканки оклада иконы

    Черный налет, который остался после обезжиривания, это окислившийся металл. Силит протравит этот налет. В результате протравливания должна получится серая с желтым полуматовая, а местами матовая, повверхность. Местами останется чернота и после протравливания. Равномерно чистой и блестящей поверхность станет только после крацовки. Наилучший эффект будет если крацевать специальной крацовачной щеткой для бормашины. Но самое главное крацевать с водой и обязательно в воду добавить жидкого кухонного моющего средства для посуды. Пишите что у вас получается. Потом пойдем дальше. Если интересно мои работы можете посмотреть: http://batenkoan.sitecity.ru
     
    Последнее редактирование: 24 мар 2010
  12. MSatir Подмастерье

    MSatir
    Сообщения:
    43
    Адрес:
    Подольск
    Есть вот такой оклад иконы .Латунь. Довольна старый но не плохо сохранившейся . Утраченных фрагментов почти нет . Но есть большое количество трещин и разломов . Будем пробовать восстановить его как можно аккуратней без заплаток . Ну в общем то я уже начал .....
     
    Вложения
    • DSCF4248.JPG
      DSCF4248.JPG
      Размер файла:
      578,7 КБ
      Просмотров:
      9
    • DSCF4249.JPG
      DSCF4249.JPG
      Размер файла:
      551,3 КБ
      Просмотров:
      8
    • DSCF4250.JPG
      DSCF4250.JPG
      Размер файла:
      438,7 КБ
      Просмотров:
      8
    • DSCF4251.JPG
      DSCF4251.JPG
      Размер файла:
      351,1 КБ
      Просмотров:
      8
    • DSCF4252.JPG
      DSCF4252.JPG
      Размер файла:
      320,7 КБ
      Просмотров:
      8
    • DSCF4253.JPG
      DSCF4253.JPG
      Размер файла:
      341,7 КБ
      Просмотров:
      8
    • DSCF4254.JPG
      DSCF4254.JPG
      Размер файла:
      402,7 КБ
      Просмотров:
      8
    • DSCF4257.JPG
      DSCF4257.JPG
      Размер файла:
      282,8 КБ
      Просмотров:
      7
    • DSCF4258.JPG
      DSCF4258.JPG
      Размер файла:
      335,6 КБ
      Просмотров:
      8
  13. Сергей Остметалыч Администратор

    Сергей Остметалыч
    Сообщения:
    10 240
    Адрес:
    Москва
    MSatir, интересный проект. Будем благодарны за фото процесса и результат.
     
  14. MSatir Подмастерье

    MSatir
    Сообщения:
    43
    Адрес:
    Подольск
    И так первым этапом мы паяем мелкие трещины .....Припой- серебряный ,флюс - 209 , отбеливаем в серной кислоте 15 % раствор....( можно пользоваться и лимонной кислотой ) он я привык к серной .
    лучше начать с мелких трещин так как они меньше расходятся при нагреве.
     
    абакан и Сергей Остметалыч нравится это.
  15. Jurikas Out of order

    Jurikas
    Сообщения:
    9 378
    Адрес:
    Литва, г Каунас
    MSatir, отбеливать в азотке намного быстрее и приятнее, да и медь невылазит на поверхность
     
  16. MSatir Подмастерье

    MSatir
    Сообщения:
    43
    Адрес:
    Подольск
    Это конечно так но на этом этапе мы просто удаляем флюс после пайки.А паек нам предстоит сделать 50 или 60 так что за это время азотка может вытравить металл до дыр ... Азоткой можно воспользоваться на финальном этапе ....Да и наверное тоже не стоит так как оклад планируется серебрить ( так как он и был изначально посеребрен ) а после серебрения старить.
    По этому нам не нужна красивая и блестящая поверхность после азотки .....
     
  17. Саша кузнец С детства учусь

    Саша кузнец
    Jurikas, Привет Юрикас! В ювелирке азотка практически не применяется, основные кислоты это солянка и серная.

    MSatir, Что то припой как то гуляет. У меня было такое, когда цинку береборщил.
     
  18. Jurikas Out of order

    Jurikas
    Сообщения:
    9 378
    Адрес:
    Литва, г Каунас
    Привет Сань, да быть по вашему, токма я за-ся на перилах медь выводить с поверхности перед полировкой, что после серной, что после соляной, а окалину вытравить надо, иначе обдирать ее абразивом опупеешь, вот последние - милое дело, несколько минут и чисто, энто азоткой, особо когда деталь габаритная и окунуть ее возможности 0
     
  19. Саша кузнец С детства учусь

    Саша кузнец
    Jurikas, :Mocking:Так енто же не икона! И не колечко:Biggrin:. У меня у самого азотка на первом месте. У ювелиров совсем другие технологии! Вот иногда задумываюсь........ школа ювелиров у нас не правильная, нет сначала кузнечному делу обучить, а потом ювелирке! Ан нет тупо ювелир. Да еще не просто ювелир модельер! Как оно положено обучать, а просто! Ювелир мотажник, или ювелир филигранщик, или ювелир закрепщик. Просто одну специальность раздербанили на подразделения!
    То есть если ты закрепщик, не быть тебе филигранщиком.......... бред сивой кобылы:Fool2:. Я молю Бога что у меня мастера были разные! И сделали из меня модельера!
     
    Сергей Докучаев нравится это.
  20. MSatir Подмастерье

    MSatir
    Сообщения:
    43
    Адрес:
    Подольск
    Ну припой то я стандартно делаю как научили в 80 году так и не меняю рецептуру .Меня все устраивает .Ну а на счет и кузнечного дела и ювелирного так думаю если умеешь работать с металлом то для тебя большой разници нет . Да и мне тоже повезло в жизни и меня учили разные мастера вот по этому можно и мастер класс и по филиграни и по закрепки и по чеканки дать .....Да а этом проекте планируются чисто кузнечная работа (гвозди будем делать кованные )
     
    Саша кузнец нравится это.