Яндекс найдет

Булатные опыты

  1. solovei Старший мастер

    solovei
    Сообщения:
    3 042
    Адрес:
    Ташкент
    Дендриты - это оси 1 порядка, под прямым углом к ним оси 2 порядка и т.д., похоже на дерево с ветками, поэтому так и называются. При деформации почти не вытягиваются в направлении вытяжки, например на
    фото 1 - плавка 13,
    фото 2 - плавка 17, тоже чугун, но дендритный, обычный, хоть чуть и куётся,
    фото 3 - плавка 24, тоже чугун, тоже куётся, но дендритный - везде палочки под углом 90, чуть искривлённые деформацией,
    фото 4 - плавка 39, особенно наглядно, и никакой ориентации в направлении вытяжки,
    фото 5 - плавка 45.
     
    Вложения
  2. solovei Старший мастер

    solovei
    Сообщения:
    3 042
    Адрес:
    Ташкент
    Дендриты плавки 45 уже несколько отличаются от предыдущий снимков - есть некоторая ориентация в направлении вытяжки (слева направо) и сами оси длиннее.
     
  3. solovei Старший мастер

    solovei
    Сообщения:
    3 042
    Адрес:
    Ташкент
    А вот опять плавка 74, про которую я спрашивал про сетчатый узор, фото 1, дублирую, травление хлорным под током, может показаться, что узор образован карбидной сеткой, однако сетки там нет, фото 2 и 3, МС поперечная, закалённая (2 вида недоразвитой слоистости). На фото 4 и 5 - перешлифовал и протравил лимонной кислотой с током, показываю, как и собирался - совершенно другая картинка, даже закрученные волокна просматриваются в районе перетяжек.
     
    Вложения
  4. В. Каменщiкъ Старший мастер

    В. Каменщiкъ
    Наконец то могу присвоить номер очередной заколдованой плавке-№81.Это целая серия плавок с бестолковыми результатами,связаными с новым оборудованием-газовой печкой.Из этой серии можно сделать один из выводов,с газом можно работать,и очень успешно,и довольно несложно.Слиток получился абсолютно плотный,с правильными формами.Температура работы-не более-1400гр.И то это выход за пределы,который сразу блокировался.Основное время-1350гр.Сбивает с толку,начало полного расплава-начинают гореть примеси чугуна,кремний и марганец,и резко повышается температура.Если этот момент не блокировать.то тигель легко и просто плавится-расстворяется шлаком.Тигель шамотно-графитовый.Неплотный,самолепный.Выстоял просто изумительно.Начинает разрушаться только после-1400гр.Недендритная структура металла,получается только при высоком углероде(как у СОЛОВЬЯ).Как только состав приближается к стальному,начинают переть дендриты.Так что победить их мне не удалось.Работать с печкой весело,не хуже чем с ТВЧ.Расходы очень небольшие,и возможность работы на подножном сырье.На двухчасовую плавку 1кг.,уходит-2м3. газа и полкирпича шамотного молотого.Плавление происходит за -15мин. от включения печки.Затем газулька перекрывается до минимума,и просто поддерживается необходимая температура.Поддув пылесос через ЛАТР,почти не слышно.Печка больше шумит.Но шум корректный и быстрогаснущий в среде.В-10м. уже сливается с природным шумом.
     
    Вложения
    • DSC00847.JPG
      DSC00847.JPG
      Размер файла:
      324,7 КБ
      Просмотров:
      10
    • DSC00848.JPG
      DSC00848.JPG
      Размер файла:
      343,5 КБ
      Просмотров:
      11
  5. В. Каменщiкъ Старший мастер

    В. Каменщiкъ
    Общий вид забыл.После окончания выгорания примесей чугуна,газовыделение и температура,резко падают.Это примерно через час работы.Дальше идет процесс варки.Флюс успокаивается.Выделяются ,лениво, лишь небольшие пузырьки.Через полтора часа,и они почти прекращаются,что свидетельствует о почти полном раскислении металла.Еще полчаса для страховки,и все.
     
    Вложения
    • DSC00849.JPG
      DSC00849.JPG
      Размер файла:
      224 КБ
      Просмотров:
      12
    • DSC00850.JPG
      DSC00850.JPG
      Размер файла:
      189,7 КБ
      Просмотров:
      14
  6. solovei Старший мастер

    solovei
    Сообщения:
    3 042
    Адрес:
    Ташкент
    Да, с этим трудно разобраться, то выходит, то нет. Чаще не выходит. :)
    Узор будет?
     
  7. solovei Старший мастер

    solovei
    Сообщения:
    3 042
    Адрес:
    Ташкент
    Лучше до конца не резать, чтобы потом доломать - вид излома может дать полезную информацию. Дно в пупырышках, или гладкое? У меня всегда в пупырышках, не могу понять, это от неровностей тигля или особенности кристаллизации.
     
  8. В. Каменщiкъ Старший мастер

    В. Каменщiкъ
    В моем случае,я думаю не очень трудно.Я уже озвучил-больше углерода(чугун)-структура равноосная.Меньше углерода-дендрит.Если раскуется,то узор будет однозначно,но меня он особо не интересует,потому как дендрит.Если только вдруг он наложится на равноосную стр. и даст эффект...
     
  9. В. Каменщiкъ Старший мастер

    В. Каменщiкъ
    С этим все в порядке.Всегда это делаю.Дно,можно сказать гладкое.Повторяющее шершавую форму тигля,и дендритные утяжины при кристаллизации.
     
  10. solovei Старший мастер

    solovei
    Сообщения:
    3 042
    Адрес:
    Ташкент
    Разные структуры одного образца травятся разными травителями, но друг на друга не накладываются - плавка 74 и многие другие. Хотя в последние дни у меня появилось подозрение, что, чем ближе к булату, тем одинаковее образец травится разными травителями.
     
  11. solovei Старший мастер

    solovei
    Сообщения:
    3 042
    Адрес:
    Ташкент
    Вот ещё промежуточный результат, плавка 75. Травление лимонной под током, вутец раскован на ребро в пластину, пластина порезана на 2 части посередине. Т.о, ближе к острию - самая середина вутца, ближе к рукояти - боковая часть, обух - верхняя, ближе к РК - нижняя.
    Травление поверхностное, шкуркой не тёр. Обращает на себя внимание вот что. Как бы промежуточная структура между дендритом и шамом, в некоторых местах волокна ну очень длинные. Также обращают на себя внимание линзовидные образования близ обуха. Раньше мы обсуждали этот вопрос, пришли к мнению, что это поры внутри вутца, либо усадочная раковина. Сейчас я так не думаю. Думаю, что при кристаллизации первым застывает булат, а некоторое неболшое количество обычной стали (более сильно травящейся) вытесняется в верхнюю часть сплавка и застывает в последнюю очередь. И это не усадка, усадка на этом вутсе была в другом месте, сбоку чуть чуть, снимки вутца размещу позже. На предпоследнем снимке исторический образец с линзами, на последнем - исторический образец несколько похожий по узору на плавку 75.
     
    Вложения
  12. solovei Старший мастер

    solovei
    Сообщения:
    3 042
    Адрес:
    Ташкент
    Фото вутца. Усадка сбоку, там, где некругло.
     
    Вложения
    • Фото010.jpg
      Фото010.jpg
      Размер файла:
      72,6 КБ
      Просмотров:
      4
    • Фото011.jpg
      Фото011.jpg
      Размер файла:
      71,2 КБ
      Просмотров:
      3
    • Фото012.jpg
      Фото012.jpg
      Размер файла:
      95,7 КБ
      Просмотров:
      4
  13. solovei Старший мастер

    solovei
    Сообщения:
    3 042
    Адрес:
    Ташкент
    А вот фото 2й половинки, травление в уксусе.
     
    Вложения
    • 0DSCN2629.JPG
      0DSCN2629.JPG
      Размер файла:
      221,6 КБ
      Просмотров:
      24
  14. Fhn`v Мастер

    Fhn`v
    Сообщения:
    137
    solovei, собно,давно созрел вопрос-не пробовали ковать свои,высоуглеродистые, вутцы на молоте?
     
  15. В. Каменщiкъ Старший мастер

    В. Каменщiкъ
    Плавка №82.Ещё одно обобщение наработок.Нестыковки идут валом.Теория никак не совпадает с практикой.Первое-печь.Жарит просто изумительно.Второй вариант просто шелестит,и газа не просит.Но парадоксальная ситуация,работает только на полной мощности,как только снижаю мощность после расплавления металла(иначе температура разгоняется до непостижимых величин),начинает жрать саму себя.Горелка сгорает.Расплав.Сейчас работаю с чугуном.Понять характер довольно проблематично.То кремний с марганцем выгорают-ядерная реакция.Не углядишь,плавит все подряд.Упала температура .все застыло.Дырчато-пузырчатое дерьмо.Тигель то стоит мертво,то по какой-то причине,плывет как сахарный.Вроде все одинаково делаю.Что меня пока удерживает в этом направлнении,так это полученый промежуточный результат в виде недендритного металла,независимо от конечного углерода,дырчато-пузырчатости и других дестабилизирующих факторов.При этом размер зерна,всегда примерно одинаков-0.5мм
     
  16. solovei Старший мастер

    solovei
    Сообщения:
    3 042
    Адрес:
    Ташкент
    Молота нет. Когда толщина пластины 5-6мм, ставлю перетяжки на пресс - гладкие закалённые цилиндры сверху и снизу, вытягиваю перетяжками с промежутком мм20-30 до толщины миллиметра 3, а промежутки уже расплющиваю ручником со сферическим бойком примерно килограммовым, потом спуски им же, проблем с трещинами никогда нет, всё пластично.
     
  17. solovei Старший мастер

    solovei
    Сообщения:
    3 042
    Адрес:
    Ташкент
    Знакомая и мне проблема, до сих пор не решена, то всё плотно, то так, хотя
    Тоже знакомо. Предположений 2.
    Выгорает слишком много углерода и внутри температура слишком высокая, хотя снаружи это и не видно - саморазогрев, я как то упоминал.
    Виноват флюс - известь, хотя это не точно.
     
  18. solovei Старший мастер

    solovei
    Сообщения:
    3 042
    Адрес:
    Ташкент
    Подборка микрофотографий моих последних плавок.
    Плавка 76, 15% углерода по шихте. Фото 1 - вутец исходный, после затвердевания.
    Никаких булыжников ледебурита, только иглы.
    Фото 2 и 3 МС полосы, закалка с 900 на воду, игольчатости мартенсита не наблюдается. Слоистость сформирована не до конца, в строчках в основном мелкие сферические "карбиды", на фото не видно, разрешение маленькое, поэтому поясняю.
    Ковалось тяжело, в смысле, тяжело деформировалось, ковочных трещин нет, те дефекты, которые видны на поверхности узора (фото 4) - заковы от корявостей исходного сплавка. Они сверху, ободрал бы побольше, да абразив на наждаке жалко, сдирается как на твёрдом сплаве. Пластину (4мм) поломал для повторного переплава, ломал на прессе, в тисках молотком не сломалась.
    Впечатление, если бы сделать клинок из такого материала, чтобы без заковов, то резал бы жесть и брил одновременно. :)
     
    Вложения
  19. solovei Старший мастер

    solovei
    Сообщения:
    3 042
    Адрес:
    Ташкент
    Плавка 77, бракованная, лажанулся в одном моменте. Слоистость есть, булата нет, об этом говорит грубая игольчатость мартенсита на вутсе - специально не закаливал, закалился во время остывания после кристаллизации, такого ещё у меня не было, фото 1 и 2. На фото 2 поперечная МС полосы, закалка 900 на воду, есть игольчатость - не булат, к тому же ковался плохо, с трещинами, хорошо хоть не развалился. Узор не стал фоткать, ничего интересного, хотя и есть.
     
    Вложения
  20. solovei Старший мастер

    solovei
    Сообщения:
    3 042
    Адрес:
    Ташкент
    Плавка 78.
    Расплавил плавку 76 и разбодяжил железом, примерно на одну треть. Потом грел до упора, чтобы только тигель не протёк - это можно контролировать визуально, когда на грани, выключаю нагрев. 2 вида слоистости, феррит отдельно, "карбиды" отдельно. Железо и плавка 76 не смешались, хотя грел долго и интенсивно. Узор не фотографировал, ничего интересного, напоминает кристаллический. Горячая деформация шла тяжело, как на чугуне, хотя феррит в структуре. Все снимки с одного шлифа, разные поля зрения и увеличения.
     
    Вложения
  21. В. Каменщiкъ Старший мастер

    В. Каменщiкъ
    Плавка №82.Теория недорасплава.Зарекался с этим делом,но удержаться не могу.Появляется мысль ,и опять по старой.Результат почти нулевой.Но мое ранешнее утверждение,что в жидком металле получить недорасплав невозможно,оказалось неверным.При определённых условиях,железные обсечки не успевают расстворится в чугуне.И ещё обобщение.Созрела твердая уверенность в том,что древние расплавить сталь в тигле не могли.Я то с современными материалами могу,но я специально применяю материалы,которые могли быть у древних,т.е. шамот.1400гр. не держит никак.А это -2% углерода.Что тогда говорить о -1.5% углерода.Температура будет ещё выше.Максимум что держит шамот(при любом составе)-1390гр.Из этого делаю вывод-полный расплав древние могли получить только для чугуна,а вот дальше уже работали с ним.Как ,пока не знаю.Бодяжение чугуна пока ничего не дало.
     
  22. solovei Старший мастер

    solovei
    Сообщения:
    3 042
    Адрес:
    Ташкент
    Пример бодяжения чугуна - фото 1, 5%, перетравлено сильно горячим хлорным, сталью3 - фото 2, правда, повторить не получается. :)
     
    Вложения
    • 0DSCN1575.JPG
      0DSCN1575.JPG
      Размер файла:
      172,1 КБ
      Просмотров:
      8
    • 0DSCN2233.JPG
      0DSCN2233.JPG
      Размер файла:
      158,4 КБ
      Просмотров:
      12
  23. evenk Подмастерье

    evenk
    Сообщения:
    39
    Всем доброго времени суток! Решился выложить фото узора булата В.Каменщика. Заранее извиняюсь за качество фотографий..
     
    Вложения
    • P7300014.jpg
      P7300014.jpg
      Размер файла:
      456,2 КБ
      Просмотров:
      18
    • CIMG0168.jpg
      CIMG0168.jpg
      Размер файла:
      203,1 КБ
      Просмотров:
      19
    • P7300018.jpg
      P7300018.jpg
      Размер файла:
      454,3 КБ
      Просмотров:
      15
    • P7300021.jpg
      P7300021.jpg
      Размер файла:
      451,6 КБ
      Просмотров:
      15
    • P7300023.jpg
      P7300023.jpg
      Размер файла:
      455,4 КБ
      Просмотров:
      16
    • P7300027.jpg
      P7300027.jpg
      Размер файла:
      457,8 КБ
      Просмотров:
      17
    • P7300028.jpg
      P7300028.jpg
      Размер файла:
      455,2 КБ
      Просмотров:
      13
    • P7300033.jpg
      P7300033.jpg
      Размер файла:
      458,6 КБ
      Просмотров:
      13
    • P7300035.jpg
      P7300035.jpg
      Размер файла:
      461,3 КБ
      Просмотров:
      15
    • P7300041.jpg
      P7300041.jpg
      Размер файла:
      479 КБ
      Просмотров:
      16
    • P7300042.jpg
      P7300042.jpg
      Размер файла:
      482,9 КБ
      Просмотров:
      18
    • P7300043.jpg
      P7300043.jpg
      Размер файла:
      479,3 КБ
      Просмотров:
      14
    • P7300044.jpg
      P7300044.jpg
      Размер файла:
      452,3 КБ
      Просмотров:
      16
    • P7300054.jpg
      P7300054.jpg
      Размер файла:
      449,6 КБ
      Просмотров:
      12
  24. BANAN kowal

    BANAN
    Сообщения:
    593
    Адрес:
    Stoczek Łukowski Polska
    Вы пробовали сваривать булат? Я принял пробу и это ее эффект.
     
    Вложения
    • DSCN6896.jpg
      DSCN6896.jpg
      Размер файла:
      179,9 КБ
      Просмотров:
      30
    • DSCN6897.jpg
      DSCN6897.jpg
      Размер файла:
      174,1 КБ
      Просмотров:
      23
  25. С.Станислав Будем думать

    С.Станислав
    Сообщения:
    1 489
    Адрес:
    Украина Киев
    Ошибочка явная - Уголь может дать больше, а керамика позволяет держать температуру выше. Исторические образцы тигельной стали и булата, этому подтверждение с содержанием углерода от 0.8-0.9% и тут никуда не деться.